Как правильно расставить акустику для домашнего кинотеатра без проводов

Строим домашний кинотеатр: выбор акустики, ее установка и настройка (часть 2)

Звуковая дорожка в фильмах редко воспроизводит музыку и звуки природы, в боевиках, например, колонки должны без искажений воспроизвести звуки выстрела (идеальная импульсная характеристика), взрывов, бьющегося стекла и т.п., где спектральная плотность звука уже не подчиняется закону розового шума.

Кроме того, как я писал в первой статье, для корректного создания подобных ударно-импульсных звуков большое значение имеет и правильная акустическая обработка помещения, в частности, отсутствие эха. Иначе зритель может потерять чувство погружения, если вдруг распознает несоответствие эха в звуковой дорожке фильма, эхо-сигналу от самой комнаты.

Как пример, одиночный выстрел на экране максимально возбудит комнатные отражения, причем они будут отчетливо слышны в тишине после выстрела.

Собственно, из-за того, что звуковая дорожка фильма по своему спектру ближе к белому шуму, и приходится повысить требования к аппаратуре для кинозала. Если говорить языком характеристик, техника должна отыгрывать звуки без искажений во всем диапазоне со средним давлением 85 дБ и пиковым 105 дБ.

Запись саундтрека к мультфильму «Пингвины Мадагаскара» в лондонской Air Studio

Отсюда следует, например, что применение в акустике для ДК обычных купольных твитеров нецелесообразно.

В силу небольших размеров купола (традиционно — 1 дюйм) его мощностные возможности ограничены размерами звуковой катушки (теплоотвод затруднен). Тогда как мощность и количество высокочастотного сигнала в кино значительно выше, чем в музыке.

Это может привести к тепловой компрессии, то есть последующим искажениями. А бывает и что динамик, не выдержав такой нагрузки, перегорает.

Поэтому лучшая рекомендация для домашних кинотеатров (особенно с дистанцией от АС до места прослушивания более 4-х метров) — ставить рупорные колонки с компрессионными драйверами в СЧ/ВЧ-звеньях. К тому же у такого типа выше показатель чувствительности динамиков. В низкочастотном спектре лучше, чтобы работали драйверы профессионального типа с увеличенным диаметром звуковой катушки.

Вообще, дистанция в 4 метра — это условная граница, пересекая которую надо ответить на вопрос: сможет ли система выдать нужное звуковое давление? Большинство обычных АС при установке в ДК не обеспечат по норме и 3-метровое расстояние. И раз уж речь зашла о дистанции, мощности и чувствительности, напомню основные соотношения, чтобы оперативно определить соответствие выбранных усилителей и АС размерам домашнего кинотеатра.

Расстояние и давление

Итак, согласно стандартам мы должны получить звуковое давление 85 дБ (105 в пике) без искажений по всей полосе частот.

Звуковое давление на расстоянии 1 метр от АС при подаче на колонку 1 Ватта мощности — это «чувствительность», ее практически всегда указывают в паспортных данных продукта.

Далее вычисляем максимальное звуковое давление в точке прослушивания — каждое удвоение мощности даст нам +3 дБ звукового давления, а каждое удвоение дистанции — спад –6 дБ.

Запись саундтрека к мультфильму «Как приручить дракона 2» в лондонской студии Abbey Road

Возьмем, например, наиболее распространенную акустику для музыки с типовой чувствительностью в 91 дБ.

На расстоянии 4 метра из-за спада в –12 дБ нужно компенсировать потери дополнительным усилением в размере 105–(91–12) = 26 дБ. Это примерно соответствует усилителю мощностью 500 Вт.

Не всякие колонки готовы выдержать такую мощность.

Однако это еще не все, основная проблема в том, что в спецификациях АС параметры мощности указывают из расчета сигнала с частотой 1000 Гц и, значительно реже, в розовом шуме. Поэтому при выборе АС лучше иметь запас по максимальному давлению в 3–6 дБ.

Есть пара способов увеличить звуковое давление. Можно разместить АС в плоскости стены, тогда мы получим дополнительно 5–6 дБ на частотах ниже ~300 Гц.

Или применить активный мультиампинг, когда пассивные фильтры кроссоверов исключаются из системы и вместо них используются активные электронные (чаще цифровые) кроссоверы для усилителей мощности.

При этом полосные усилители подключаются напрямую каждый к своему динамику, что помогает получить большее звуковое давление и лучшее качество.

Какую акустику для кино покупать

В отличие от музыкальной акустики, где слушателям может нравиться некоторая окраска звука, в кинотеатральных системах такой подход недопустим. Кино требует от колонок минимальных искажений, отсутствие послезвучий и высокого звукового давления.

Поэтому в ДК не стоит применять ламповое усиление и аудиофильскую акустику с «особенным» звучанием. В кинотеатре нужно обеспечить минимальное количество комнатных переотражений, поэтому для него лучше других подходят колонки с узкой диаграммой и такие, где свойства направленности мало зависят от частоты.

Как многим известно, подобные характеристики у АС рупорного типа, причем с рупором т.н. «постоянной направленности».

Запись саундтрека к фильму «Звездные Войны: Пробуждение силы» в студии MGM, Калифорния

Могу сказать, что самым удачным считается эллиптический рупор с направленностью 60х90 градусов.

Дальше можно рассматривать обычные колонки с купольными и коническими диффузорами, а вот разных типов «панельной» акустики (электростаты, ленточная, АМТ и прочие) лучше избегать, даже если они применяются только в высокочастотном звене — у них бывает очень неравномерная направленность и проблемы с перегрузочной способностью на НЧ. Диполи и всенаправленные типы АС для кинотеатров не подходят за исключением специальных настенных моделей (т.н. «сурраунды»).

Из типов оформления на первое место я поставлю фазоинвертор низкой эффективности (площадь портов менее ~15% от площади НЧ-диффузора), а на второе — закрытый ящик. Такие типы, как «лабиринты», TDL, обратные рупоры и т.п., где тыловое излучение практически полностью выводится наружу с задержкой — для ДК не подходят, как и варианты открытых оформлений.

Размещение акустики в комнате

Естественно, в кинозвуке есть стандарты по размещению АС — в частности, указывается угол относительно места слушателя, и по возможности, этих стандартов надо придерживаться, чтобы получить звук «как задумал режиссер».

На картинке выше нарисована схема расположения динамиков в одном из самых распространенных форматов 7.1: три фронтальных канала, два боковых, два тыловых и сабвуфер (его расположение не нормируется, поскольку считается, что человеческий слух не способен определить положение источника на такой низкой частоте звука).

Если строить ДК в наиболее распространенном формате кадра 2.40:1 с рекомендованным углом просмотра 35-55 градусов, то, как видно на изображении, фронтальные каналы могут находиться либо в формате экрана, либо — центральный канал за экраном, а боковые по краям полотна. И это будет лучший вариант.

Прежде всего, потому что боковые каналы следует раздвигать до максимального значения в стандарте ±30 градусов.

Тогда получится равномерная панорама между фронтальными и боковыми спикерами, а центральный канал окажется перед экраном, что позволит избежать потерь в звукопрозрачном полотне (высокие частоты поглощаются на 1-6 дБ — тканный вариант, и до 12 дБ — перфорированный).

Позволю себе замечание насчет расположения центрального канала. Ставить его под экраном на полу, как можно часто увидеть, — очень грубая ошибка.

Так мы получим сильное переотражение звука от пола, которое снизит разборчивость диалогов и даст легко определяемое направление на источник звука, абсолютно не совпадающие с тем, что происходит на экране.

По этой причине «законное» положение центрального канала таково — излучатель должен находиться на высоте 5/8 от нижней части экрана. На такой же высоте располагают фронтальные LR-каналы и сурраунд (для форматов 5.1 и 7.1).

Запись саундтрека к фильму «Жизнь Пи» в студии The Newman Scoring Stage, г. Лос-Анджелес

Хочу заметить, что новые форматы 3D-звука, как Dolby Atmos, DTS:X, Aura 3D — все они имеют разные карты стандартного расположения АС.

И что же тогда делать, если вы строите «самый лучший» ДК? Выход могут предложить звуковые процессоры, как, например Trinnov Altitude 32 с его функцией 3D Remapping, которая виртуально «переставит» АС на свои места в полном соответствии с воспроизводимым стандартом.

На сегодня пока это единственный аппарат, который обещает подобные виртуальные «перестановки» на одном наборе АС.

Ошибки расстановки акустики

Итак, затрону основные ошибки при размещении АС и возможные методы их исправления.

1. Нет возможности применить звукопрозрачный экран. В таких случаях можно разместить колонку центрального канала над экраном. Еще один вариант — активировать функцию центрального виртуального канала, которая есть у некоторых проекторов. Так может получиться даже лучше, чем ставить поверх полотна.

2. Размещение боковых каналов слишком близко к зрителю (помещение вытянутой формы). В таком случае, когда в одном ряду сядут несколько зрителей, станет невозможно обеспечить баланс звука от боковых каналов для всех зрителей, кроме центрального. Единственный способ решения этой проблемы — поднять боковые каналы выше, усреднив, таким образом, расстояние до зрителей.

Запись саундтрека к фильму «Миссия невыполнима: Протокол Фантом» в студии The Newman Scoring Stage, г. Лос-Анджелес

3. Зрительские места размещены вплотную к стене. Вообще, такой расстановки кресел лучше избегать сразу, она в корне неверна. Но если другого выхода нет, единственный способ что-то улучшить — применить дипольный тип АС на тыловой стене над зрителями.

4. Применение недорогих потолочных маломощных динамиков. Часто их размещают немного в стороне от зрителя, и если добавить высоту потолка, то итоговая дистанция от динамиков до зрителя превысит те самые пороговые 4 метра, о который я писал в начале статьи. Частично эту ситуацию может исправить процессор, но до конца «излечить» ее не получится, это компромиссное решение.

5. Все АС необходимо направить в центр зрительской зоны, а точнее на VIP-место. Этим правилом часто пренебрегают и ставят колонки параллельно стенам комнаты. В итоге получают повышенную неравномерность и сильные отражения от стен помещения.

6. Чрезмерное расширение зоны просмотра. Помните, точные поканальные задержки можно сделать только для одной точки (зрительского места) в зале, поэтому зрителей нужно «рассаживать» максимально компактно.

7. Расположение АС в формате 5.1, когда есть возможность ставить 7.1, я также считаю ошибкой. В формате 5.1 всегда заметен провал во фронтально-боковой панораме, а применение двух дополнительных АС и пары каналов усиления ненамного удорожает смету.

8. Использование одного сабвуфера. С одним низкочастотником в системе практически невозможно получить равномерное звуковое давление по всей зрительской зоне. Для иллюстрации ниже приведу график измерения одной системы в помещении 60 кв.м. в зоне примерно 3х2 метра. Обратите внимание, что неравномерность на низких частотах достигает 30 дБ в зависимости от места замера.

Два ряда, пара мест в первом ряду и три места во втором размечены по центру зала 50 кв.м. в позиции примерно 34 по длине зала.

Хорошо видно, что неравномерность на некоторых частотах достигает более 30 дБ

По этим причинам в домашних кинотеатрах высокого класса ставят больше одного саба. Оптимальное число — 4, а минимальное — 2.

При этом пару сабвуферов ставят по центрам противоположных стен, а если взять четыре низкочастотника, то и способов будет побольше (исследование Harman).

При таком размещении сабов достигается равномерное низкочастотное покрытие всей зрительской зоны, но нужно обязательно применять параметрические эквалайзеры для выравнивания нескольких пиков звукового давления.

Сначала для каждого из сабов в настройках устанавливают задержку, которая компенсирует разницу в дистанциях низкочастотников до центра зрительской зоны, а дальше эквалайзером выравнивают его отклик, а затем применяют фильтр еще и в общем LF-канале.

Это очень сложная задача, но более простого пути нет. Несколько ее облегчить призваны многоканальные аудиопроцессоры, но помните, что выбирать модель нужно с достаточным числом каналов, ведь каждый сабвуфер заберет себе по одному.

Хотя можно снизить количество каналов при небольшой потере качества, если выводить один канал на пару сабвуферов.

Читайте также:  Музыкальный центр хай-фай: что такое, отличие от хай-энд, лучшие модели

Усиление и кабели

Для домашнего кинотеатра всегда предпочтительнее мощное «токовое» усиление класса AB. Однако для больших проектов лучше брать импульсные усилители, поскольку они имеют значительно меньшее тепловыделение в режиме холостого хода — порядка 5-8%, что в схеме ДК с общей потребляемой мощностью 5-10 кВт меньше киловатта.

В свою очередь, аналоговое усиление в холостом режиме будет потреблять порядка 3 кВт. К тому же, хорошие аналоговые усилители мощностью более 300 Вт на канал очень дорогие, а способных выдать 500 – 1000 Вт на рынке и вообще представлено совсем немного — выбирать не из чего.

Тогда как качеством звучания современные импульсные усилители уже ничем не уступают лучшим образцам аналогового усиления.

Запись саундтрека к фильму «Крепкий орешек 5: Хороший день, чтобы умереть» в студии The Newman Scoring Stage, г.

Лос-Анджелес

Помимо рядовых проблем акустических кабелей с недостаточным их сечением и ограничением тока, есть и еще одна, о которой следует напомнить строителям домашнего кинотеатра — это скин-эффект.

Этот «эффект» приводит к задержке низкочастотной составляющей сигнала и хорошо известен в стереосистемах. Там для борьбы используют плоские кабели, коаксиальные конструкции, набор тонких проводников с изоляцией (литцендрат) и т.д.

Но в случае с кино, решить эту проблему проще. Как правило, в ДК используется частотное деление на 80 Гц (ниже работают сабвуферы), поэтому последствия скин-эффекта легко корректируются задержками в основных каналах относительно канала НЧ-эффектов.

Часть 1: Строим домашний кинотеатр: акустическая обработка помещения (часть 1)

Источник: https://stereo.ru/to/1sh1h-stroim-domashniy-kinoteatr-vybor-akustiki-ee-ustanovka-i-nastroyka-chast-2

Статьи и советы

Акустические системы

Старшая модель из серии Courbet в белом цвете выглядит очень элегантно, что не удивительно – она спроектирована и изготовлена во Франции.

Но за аристократической внешностью скрывается поистине рокерский характер: конструкция колонок оптимизирована для работы на предельной громкости при сохранении высоких качественных показателей.

Так что седьмой номер может принести удачу меломанам, любящим «поддать жару».

Истории брендов

В ту пору, когда в Санкт-Петербурге бушевала Первая русская революция, в далекой Осаке 10-летний мальчуган Коносукэ Мацусита устроился на работу в веломагазин, который принадлежал отцу его приятеля, Такеши Годаи.

В год Великой Октябрьской социалистической революции Мацусита учреждает одноименную компанию, благодаря которой мир узнал о бытовой электронике Panasonic (а также Technics и National), а Годаи становится одним из его лучших инженеров.

Интересное

За качество надо платить — эта аксиома знакома каждому и применима пожалуй что к любому виду товаров и услуг, включая бытовую электронику.

Но если стоимость это величина объективная, то как оценить качество? Еще в далеком 1927 году впервые прозвучало словосочетание High Fidelity применительно к аудиоаппаратуре, соответствующей неким критериям звуковоспроизведения, но тогда эти критерии не были формализованы.

Акустические системы

Как только телевизоры окончательно превратились в огромные плоские панели, понятие «хорошее звучание» перестало для них существовать – в крайне тонких корпусах-«полотнах» просто нет места для установки качественных мощных громкоговорителей. Но существует простое и не слишком затратное решение этой проблемы – саундбар. Причем эта доступная модель, как выяснилось, подойдет и для любителей послушать музыку по «блютузу».

Рассказ о системе клиента

Система Владимира из города Тюмень

Рассказ о системе клиента

Система Олега из города Владивостока

Рассказ о системе клиента

Система Андрея из города Ростов-на-Дону

Интересное

Как мы уже сообщали пару дней назад, компания Radionomy, планирует завершить разработку нового Winamp 6 в 2019-м году. В качестве предварительной пробы пера команда Radionomy обновила Winamp 5 до версии 5.

8, впервые с 2013-го года, чем порадовала многочисленных пользователей и поклонников этого продукта.

Под катом пару слов о внезапном появлении неофициальной бета-версии в сентябре и обзор изменений, которые коснулись официальной октябрьской версии Winamp 5.8.

Tелевизоры и “плазма”

Согласно свежим сообщениям www.ajudaily.com и www.whathifi.com, компания LG технологически готова к тому, чтобы запустить серийный выпуск 8K OLED телевизоров в первой половине 2019-го.

По заявлениям CEO LG Display Хана Сан-бома (Han Sang-beom), сделанным в Сеуле, массовое производство устройств планируется начать уже в мае, а в июне представить продукцию на рынке.

Под катом немного подробней об анонсе массового производства, конкуренции и перспективах 8K в ближайшем будущем.

Источник: https://www.pult.ru/articles/sovety-potrebitelyu/kak-razmestit-akusticheskuyu-sistemu-i-domashniy-kinoteatr/

Домашний кинотеатр – расстановка аппаратуры, способы её подключения и настройки

Широкий шаг технического прогресса сузил до невероятных размеров ширину телевизоров, сократил до минимума габариты акустики и средств управления техникой, предназначенной для качественного просмотра фильмов.

Словосочетание «домашний кинотеатр» перестало пугать необъятными размерами даже собственников малогабаритных квартир. У потребителей есть возможность купить полный комплект или отдельно все составляющие.

Вопрос лишь в том, в какой последовательности нужно подключить и грамотно настроить домашний кинотеатр своими руками, чтобы удовольствие от просмотров стало действительно настоящим.

Комплектация и схема расстановки ↑

Словосочетание «домашний кинотеатр» может включать:

  • полный комплект, состоящий из средства передачи видеоряда (т.е. телевизора или широкоэкранного проектора), акустической системы и проигрывателя DVD;
  • сокращенный набор из DVD-плеера и акустического оборудования.

В комплектации домашнего кинотеатра обычный ТВ может быть заменен широкоформатным проектором — решение подходит для больших помещений, так как в маленькой комнате слишком большое изображение будет создавать дискомфорт

Старт организации кинотеатра – выбор подходящего помещения или выделение части оного. Перед тем, как выполнить подключение домашнего кинотеатра к телевизору, необходимо для каждой технической единицы найти «правильное» место.

Как установить домашний кинотеатр: схема правильной подачи звука, предусматривающая, что зрители должны оказаться в центре самодельного кинозала

[include id=»1″ title=»Реклама в тексте»]

Как установить домашний кинотеатр – задача, решение которой зависит от площади комнаты и формирования оптимального с точки зрения пользователей комфорта. Так как плоские телевизоры не отнимают полезного пространства, то основная загвоздка заключается в расстановке акустики.

Колонки можно подвесить на стену на кронштейнах, водрузить на специальные стойки или расположить непосредственно на полу. Можно отдать предпочтение компактным моделям. Однако в напольные варианты вмонтировано несколько динамиков, благодаря чему улучшается передача звука.

Хозяину придется решать, что для него важнее.

Ограниченная площадь — распространенная причина выбора компактных колонок, однако следует помнить, что напольная акустика поставляет значительно лучше обработанный звук

Владельцам небольших квартир рекомендуют кинотеатры с системой акустики, состоящей из пяти колонок 5.1.

Страстные киноманы в больших помещениях могут установить кинотеатр с 6ю или 7ю колонками (6.1 и 7.1) с более объемным звучанием. Опять же учет: для оборудования 6.1 или 7.1 стандартных декодеров недостаточно, нужны будут проигрыватели с DTS ES и Dolby Digital EX.

Отлично, если плеер будет вдобавок оснащен устройствами для чтения разных видео и аудио форматов, USB-портами для просмотра и прослушивания материалов с флешек и жестких дисков.

Один из вариантов размещения с сабвуфером за местами зрителей

О размещении самого DVD-плеера, сабвуфера, Blu-Ray-проигрывателя и управляющего центра кинотеатра — ресивера, речь обычно не идет. Их по традиции устанавливают под телевизором, подвешенным на стену или установленным на специальный «комод» с отделениями для всего оборудования.

Выяснили, как правильно установить домашний кинотеатр, расставили колонки по вычисленным точкам, можно двигаться дальше.

Проект самодельной мебели для установки компонентов домашнего кинотеатра

Как правильно подключить все составляющие кинотеатра? ↑

Независимо от компоновки и численности оборудования для домашних киноманов, все составляющие подключаются к ресиверу. Он управляет всем набором видео техники и поставляет питание звуковым колонкам, принимает и передает радиосигналы.

В ресивер вмонтирован тюнер, устройства усиления мощности, предусилители, декодеры многоканального звука, система обработки команд.

На нем фокусируется схема подключения домашнего кинотеатра, он является центром соединения всей техники в единый, слаженно действующий «организм».

Подробная схема подключения домашнего кинотеатра с наглядным изображением мест расположения портов

Подключаем домашний кинотеатр к телевизору ↑

[include id=»2″ title=»Реклама в тексте»]

Для данной работы исполнителю потребуется кабель, выбор которого зависит от типа разъемов на телевизоре и на ресивере. Согласно чему нужно приобрести кабель со стандартным композитным разъемом либо с разъемом RGB, либо с входом HDMI, либо с приспособлением для подключения S-видео. Грамотное подключение домашнего кинотеатра также потребует включить в цепочку сетевой фильтр.

Предположим, что разъемы на ресивере и на телевизоре композиционные, приобретен соответствующий кабель и в руках есть все, чтобы без проблем подключить домашний кинотеатр к телевизору. Приступим:

  • К расположенному на тыльной панели ресивера разъему OUT подключим штекер желтого цвета, к IN разъему ЖК, LED или плазменного телевизора подключим штекер, находящийся на противоположном конце.

По аналогии выполняется подключение кабеля S-Video. Присоединение техники посредством кабеля RGB производится установки синего, красного и зеленого штекеров в соответствующие входы. С подключением кабеля HDMI с компактными «гребенками» для телевизоров высокой четкости легко справиться, ориентируясь на форму штекеров и нанесенную на большинство из них маркировку.

Кабель HDMI с компактными «гребенками» для подключения к ресиверу телевизоров высокой четкости

  • Подключаем фронтальное, тыльное акустическое оборудование и центральную колонку.

Центральный динамик можно расположить над или под ТВ. Тыльные колонки должны быть повернуты к киноманам на 45º.

  • Под черной и красной крышкой ресивера на задней его панели, есть отверстия для подключения проводов. Вставлять соответственно цвету.
  • Blu-Ray и/или DVD-плееры присоединяются через гнезда с подсказывающим схему подключения окрасом.
  • Сабвуфер, оптимизирующий звучание, подключается имеющимся в комплекте кабелем к разъему ресивера OUT.
  • Аудиотехнику присоединяем к разъему центрального устройства, вставив штекеры в выходы плеера, имеющиеся слева и справа.

Схема подключения домашнего кинотеатра с дополнительными предусилителями, многоканальным усилителем и процессорами

Завершить подключение домашних кинотеатров следует установкой вилок всех электрических шнуров в фильтр и присоединением его к розетке.

Способ подключения к компьютеру ↑

Для присоединения используется специальный кабель, на одном из концов которого штекер типа «тюльпан», на противоположном – устройство для входа «мини-джек». Осуществляется подключение домашнего кинотеатра к компьютеру через зеленый порт.

  • В системный блок вставим мини-джек, разъем тюльпан вставим в DVD-плеер. При данной схеме подключения проигрыватель выполняет функцию усилителя звука, который воспроизводится в выбранном хозяином формате (т.е. 5.1 либо 6.1 и др.). Именно к нему подключаем колонки и пассивный сабвуфер.
  • Настраиваем звуковую карту. Не исключено, что для подключения кинотеатра с шестью колонками потребуется установка 6СH Speaker, для семи колонок тоже, возможно, нужна будет установка специального параметра. Настройка карты заключается в балансировке характеристик звука.
  • Настраиваем видео карту с ориентацией на предпочтения владельцев. Видеокарта может поддерживать два или более экрана.

Кабель для создания контура домашнего кинотеатра, включающего компьютер и плеер в качестве усилителя

Правильная настройка аппаратуры для просмотра кино ↑

После установки и подключения всех составляющих нужно выяснить, как настроить домашний кинотеатр, затем последовательно выполнить все действия. Для осуществления настройки используется экранное меню ресивера, корректировку проще осуществить с помощью пульта.

  • Настраиваем басы во фронтальных и тыловых динамиках, выбирая режим «Small» для компактных моделей громкоговорителей, режим «Large» для большого оборудования.
  • Для настройки центральной колонки чаще всего предпочитают выставить режим «Normal». Крупный громкоговоритель будет поставлять отличный звук при режиме «Wide».
  • Если не удалось расставить колонки дугой, нужно будет задержать сигнал центрального динамика, так как он расположен дальше, чем тыловая и фронтальная аппаратура. Расчет прост: каждые 30 см разницы в расстоянии потребуют задержки на 1 миллисекунду.
  • Отрегулируем уровни громкости, для чего можно выставить приоритетный уровень на ресивере или на каждом отдельном канале.
  • Выполним окончательную настройку, включив фрагмент отлично записанного фильма.
Читайте также:  Рейтинг реноваторов 2018 года: лучшие сетевые и аккумуляторные модели

Кроме перечисленных у разных моделей кинотеатров для домашних киноманов могут быть и иные настройки, для ознакомления с которыми нужно прочитать инструкцию производителя.

Узнав о том, как грамотно организовать кинозал и как правильно подключить домашний кинотеатр, с задачей справится кто угодно. «Лудить-паять», изобретать точно ничего не нужно.

Зато, зная принципы подключения и настройки, простейшие сбои можно будет выявить и исправить самостоятельно, да еще и немало сэкономить на вызове мастера.

Источник: http://strmnt.com/dom/tech/cinema/domashnij-kinoteatr.html

Как правильно настроить сабвуфер

Как правильно настроить сабвуфер

Настройка сабвуфера: размещение и позиционирование
Хотя излучаемая сабвуфером низкочастотная составляющая звука является ненаправленной, не стоит устанавливать саб в любом наиболее удобном на ваш взгляд месте комнаты, так как существует возможность частичной потери качества звучания, за которое вы заплатили.
Поиск в вашей комнате подходящего места для сабвуфера может выявить резкие различия в звучании. Угловое размещения для большинства людей является фактически стандартом, возможно, потому что в этом случае почти всегда удается получить наиболее глубокий бас. Но угловое размещение не может дать наиболее точный бас (и / или плавное сопряжение с остальными колонками).
Сабвуферы с маленькими динамиками (8-дюймов или меньше) лучше установить на расстоянии около метра перед передней левой или правой колонкой. При чрезмерном смещении гораздо сложнее поддерживать иллюзию, что бас исходит из колонок, а не прямо из сабвуфера. Данное замечание вдвойне верно для небольших домашних кинотеатров с сабвуфером в комплекте, располагайте его как можно ближе к фронтальным колонкам. Да, и, когда ищете правильное место для саба, не забывайте добавить уровень громкости, настолько, чтобы четко слышать, что оттуда снизу звучит.Полезными могут оказаться и некоторые советы по определению места для сабвуфера. При воспроизведении компакт-диска с большим количеством глубоких басов, перемещая сабвуфер, отслеживайте все приемлемые для прослушивания места. Вы будете поражены тем, насколько изменяется звучание в зависимости от расположения саба. В некоторых случаях басы будут грязными, иногда будут звучать громче, а иногда тише. Цель эксперимента состоит в том, чтобы получить оптимальный баланс между глубоким басом, верхней частью воспроизводимого сабвуфером низкочастотного диапазона и средними частотами других колонок. В некоторых помещениях это условие трудно достижимо. По моим наблюдениям, есть “проблемные” помещения, где бас всегда звучит гулко или неясно.В подобных случаях попробуйте следующий метод. Переместите на другое место ваш диван или кресло, или же попробуйте прослушать сабвуфер в другой комнате. Затем включите музыку или фильм с большим количеством басов и также, перемещая сабвуфер, выберите наиболее удачное для прослушивания место. При перемещении вы отметите, что громкость и четкость баса меняются от места к месту.Если ничего не помогает, попробуйте установить саб как можно ближе к дивану или креслу. Такое расположение может оказаться весьма удачным.Большие колонки, как правило, проще согласовать с сабвуфером. Труднее небольшие и / или, если в акустической системе маленький сабвуфер. В этом случае для достижения необходимого эффекта может потребоваться более тщательная настройка.

Настройка сабвуфера: подключение и точная настройка

Изображенная на фото задняя панель сабвуфера HSU Research считается довольно типичной. Хотя для новичков в акустике множество разъемов может быть и пугающим. Но в большинстве случаев всего один, подключаемый к входу “SUB IN”, кабель обеспечивает эффективное звучание. На других сабвуферах этот вход может быть помечен как “LFE”, “Direct” или “Bypass”.

Для подключения к входу Sub / LFE вам понадобится длинный соединительный кабель, который можно приобрести в магазинах бытовой электроники. Какой длины должен быть кабель? Измерьте расстояние между A / V ресивером и сабвуфером и не забудьте учесть, при необходимости, дополнительное расстояние для огибания кабелем дверного проема или других препятствий.

Если после вскрытия упаковки кабель окажется короче, чем нужно, вы не сможете вернуть его обратно продавцу.

Затем поверните ручку регулятора частотной характеристики (кроссовера) до максимального значения. Будем полагаться лишь на встроенную в A / V ресивер систему частотного деления звукового сигнала.

Она должна направить средние и высокие частоты для воспроизведения канальными колонками, а сабвуфер должен будет получить только низкие частоты (басы).

В меню ресивера вы найдете регуляторы для настройки кроссовера, которые определяют полосу воспроизводимых динамиками колонки частот. Некоторые ресиверы имеют расширенный диапазон частот для настройки сабвуфера: от нижней частоты в 40 герц до верхней в 200 Гц. Конкретные рекомендации можно получить из руководства для вашего сабвуфера или колонки. В противном случае для настройки кроссовера можно использовать следующие рекомендации. Для маленьких колонок с 2-х или 3-х дюймовыми НЧ динамиками, попробуйте значения от 150 Гц до 200 Гц, для среднеразмерных динамиков (4 или 5 дюймов) низкая частота опускается до 80 или 100 Гц, а для больших динамиков напольных или полочных колонок попробуйте 60 или 80 Гц.Если вам довелось стать обладателем больших напольных колонок с 8-ми дюймовым или больше НЧ динамиком, вы можете отметить их в меню как “Большие” колонки, вообще без кроссовера. Но центральная, фронтальные и тыловые колонки, вероятно, будут все же звучать лучше в режиме “Малых” колонок, используя настройки кроссовера, упомянутые в предыдущем абзаце.

Еще один регулятор звучания сабвуфера помечен как “Фаза”. Он необходим, потому что динамики колонок и сабвуфера звучат лучше, когда они работают “в фазе”, то есть диффузоры динамиков перемещаются вперед и назад синхронно.

Чтобы проверить верность установки фазы, послушайте в течение примерно минуты музыку с большим количеством басов, затем попросите сидящего возле саба друга изменять положение регулятора фазы.

Нужно медленно переводить ручку регулятора к положению 180 градусов, затем обратно и, опять вперед. “Правильная” настройка та, при которой вы услышите больше басов.

Может быть, придется послушать несколько записей, прежде чем вы отметите разницу, и при этом, возможно, стоит несколько увеличить уровень громкости. Если вы не заметите никакой разницы между положениями “0” и “180” у регулятора фазы, оставьте его в положение “0”.

Рядом на панели находится регулятор настройки громкости сабвуфера. Очень важно точное соответствие между уровнями громкости сабвуфера, центральной, фронтальных и тыловых колонок, но громкость баса более субъективна.

Некоторые люди любят слышать постоянно работающий саб, а другие предпочитают его включение лишь в моменты басовой подпитки спецэффектов при прослушивании музыки и просмотре фильмов.

Измеритель уровня звука (например, модель Radio Shack в 33-4050) может оказать большую помощь при установке уровня громкости колонок, но он почти бесполезен для определения верного уровня громкости сабвуфера. В данном случае лучше всего работает метод “на слух”.

Басовая составляющая звука, как правило, достаточно постоянна при прослушивании дисков формата DVD, но у CD дисков басы варьируются более значительно. Прослушав несколько дисков, установите нужную громкость (непосредственно на сабвуфере или на ресивере, в зависимости от того что легче). С DVD дисками можно установить оптимальный уровень громкости через 10 минут или раньше, но с компакт-дисками можно порой провозиться почти целый день.

Автоматические системы настройки звука A / V ресиверов могут хорошо выполнить свою работу с колонками, но большинство из них менее искусны при настройке.

На самом деле у большинства ресиверов автоматическая настройка сабвуфера, мягко говоря, не впечатляет. Попробуйте изменить настройки кроссовера, проверьте настройку фазы и уровня громкости.

Если изменения вам не понравятся, запустите автоматическую настройку, чтобы вернуться к исходным значениям.

Источник: http://pixel-hd.blogspot.com/2012/01/blog-post.html

Выбираем акустику для домашнего кинотеатра, Купить недорого, самые низкие цены, фото, обзор, характеристики на CoolStuff.com.ua

Основополагающую роль при сборке домашнего кинотеатра играет выбор акустики и знание, как её настроить и правильно разместить в комнате. Звук – это основа, при помощи которой зритель ощущает себя в гуще происходящих событий.

Эффекты и голоса перемещаются помещением, выстраивая перед нами пространственную картину событий, мелькающих на экране. Таким образом, уровень погружения человека в фильм немало зависит от того, насколько качественная акустика сопровождает это действие.

Рассмотрим подробнее, как выбрать акустику домашнего кинотеатра правильно. Чтобы колонки формировали пространственное звучание, необходимо установить их на одинаковых расстояниях вокруг слушателя, в состав самой популярной системы входит 4 сателлита (колонки).

Фронтальными сателлитами принято называть колонки, которые находятся по бокам и впереди экрана, тыловыми – те, что располагаются сзади.

Помимо этого, в акустику для кинотеатра входят еще не менее двух источников звука. Речь идет о сабвуфере и акустике центрального канала. Акустику устанавливают под экраном, и для удобства делают «лежачей» (горизонтальной).

Функция данного элемента – озвучивание диалогов, которые должны всегда звучать максимально разборчиво и выпукло. При использовании проектора, акустику центрального канала устанавливают под проекционным экраном, что гарантирует оптимальные результаты. Этот метод приемлем, если экран акустически прозрачный.

Сабвуфер также считается обязательной составляющей качественной системы. Он может стоять в любом уголке комнаты, ведь человек не улавливает направление низкочастотных колебаний.

Вместе с тем, в каждом помещении есть точки, из которых эта деталь «не звучит», и точки, из которых он «звучит» – найти идеальное место под сабвуфер можно путем недолгих экспериментов. Многим известно, что классическую конфигурацию системы именуют 5 в 1.

Кинотеатр подобного рода включает сабвуфер, центральный канал и 4 сателлита. Если внедрить в такой комплекс еще один сабвуфер, получим 5:2. Также встречаются решения форматов 9:2, 9:1 и 7:1. В больших системах их число может расти, однако в этом материале мы поговорим подробнее о схеме 5:1.

Существует 2 метода подбора составляющих кинотеатра: индивидуальный и «коробочный». Первый требует немалых усилий от пользователя, зато в будущем может дать хороший результат и сохранить свои деньги. Второй предусматривает заказ настроенного и собранного устройства.

Особенности «коробочных» систем

В общем случае ситуация с расстановкой кинотеатра выглядит так: в помещении, выбранном для просмотра фильмов, можно установить сабвуфер, сателлиты не трудно расставить вокруг зрителей, а экран будет находиться примерно посредине центральной стенки. «Коробочная» система в такой ситуации подойдет наилучшим образом.

Главное, разобраться, есть ли возможность провести кабели от тыловых колонок к блоку? Чтобы всё выглядело аккуратно, советуем воспользоваться коробами, проложив их вдоль стен. Альтернативный вариант – снять плинтусы, и проложить кабель под ними. Остановиться на проводном способе тыловой акустики можно, если вас не пугает подобное.

Еще один вариант установки системы – найти устройство с тыловой беспроводной акустикой. Обойдется он немного дороже, а в комплекте появится еще один блок – усилитель тыловых колонок, который получает по радиоканалу сигнал от блока. Теперь не придется тянуть через все помещение провода.

К сожалению, обойтись без них полностью также не удастся: беспроводному усилителю нужно питание от сети 220V, а провода от него тянутся к 2 тыловым колонкам, но всё же этот способ проводки намного проще реализовать.

Сабвуфер можно подключить по-разному. Как и в случае с сателлитами, здесь не обойтись без кабелей: активной радио-модели требуется питание 220V, а пассивному сабвуферу – сигнал, который будет идти от центрального блока по кабелю.

Запомните: «коробочная» система настраивается намного легче, потому что изготовитель уже провел все основные манипуляции. Если же комната не позволяет установить колонки симметрично и правильно, советуем провести пространственную конфигурацию, которая способна «выровнять» минусы размещения.

Такая функция усложняет систему, она будет гарантировать для сигнала необходимую задержку в каналах для их позиционирования в виртуальной среде.

Как подобрать мощность

В процессе выбора акустики наиболее пристальное внимание следует уделить вопросам мощности и качества звучания. Оба параметра влияют на конечную стоимость, но от мощности еще зависит звуковое давление или громкость. Нельзя забывать о площади помещения и о предпочтениях людей, которые будут пользоваться таким устройством.

Читайте также:  Как выбрать бытовую электрическую мельницу для зерна, кофе, специй, соли

Нельзя покупать дешевую маломощную систему в комнату площадью тридцать квадратных метров – звучание такого домашнего кинотеатра мало кого впечатлит. Специалисты советуют пользоваться простой формулой расчета: от восьми до десяти ватт на 1 метр квадратный. В комнате площадью до двадцати метров квадратных лучше установить акустику, суммарная мощность которой равна 200 ватт.

На коробке каждого устройства можно увидеть значение пиковой наивысшей мощности. Интересно, что каждый изготовитель измеряет этот параметр по-своему. Долговременная или номинальная мощность изделия дает более точное представление об устройстве.

Если помещение маленькое, то систему на 1-2 пользователей можно укомплектовать минимальными колонками полочно-навесного типа – обычно такая акустика отличается большей гибкостью в размещении.

Эксперты утверждают, что все 4 сателлита должны обладать одинаковыми характеристиками касательно качества звучания. При покупке «коробочного» типа кинотеатра так случается чаще всего. Но решив собрать акустику самостоятельно, отдельные правила видоизменяются.

Самостоятельная сборка акустики

Желание купить домашний кинотеатр часто появляется уже после установки базовой стереосистемы (двух напольных колонок, например). В таком случае запасливые хозяева принимают решение использовать их для просмотра кино, и докупают с этой целью еще две такие же колонки, которые должны использоваться как тыловые.

Но на деле получить качественный результат от таких решений удается не всегда, потому что обычно мы экономим на «тыловиках». Собирая самостоятельно всю систему, лучше купить прибор той же марки и линейки. «Полочники» из той же серии прекрасно дополнят вашу напольную систему.

Объяснить такой подход не трудно: если акустика строится на одинаковых составляющих (элементы кроссоверов, низкочастотные и высокочастотные динамики, технологии корпусов), то и звучать она будет слаженно, однопланово, без «выбросов» и «провалов», баланс при смене громкости будет сохраняться.

Индивидуальная сборка системы может оказаться немного хлопотным занятием, но в перспективе вы получите идеальный кинотеатр. Начать сборку лучше с фронтальной акустики, после чего её дополняют тыловыми элементами. Следующий этап – покупка сабвуфера и центрального канала.

Если все начинается с качественных и мощных фронтальных напольных систем, можно не покупать сабвуфер. Помимо этого, индивидуальная сборка чаще всего будет звучать намного лучше «коробочного» кинотеатра.

Секреты размещения домашнего кинотеатра

Примерно 40% удовлетворенности от функционирования системы зависит от месторасположения всех колонок в помещении – относительно слушателей и друг друга, стен.

Идеальная схема: сателлиты установлены по углам квадрата, в центре квадрата будут находиться зрители, а экран – перед ними.

Как говорилось ранее, акустику центрального канала лучше разместить сразу за (или над, или под) экраном, а сабвуфер – в свободном, индивидуально выбранном месте. Мебель не должны перекрывать ни один источник звука (единственное исключение – сабвуфер).

Также не советуем устанавливать колонки вплотную к стенке, лучше организовать зазор хотя бы в 30-40 сантиметров. Центральный канал и колонки лучше разместить на высоте примерно 150-170 сантиметров от пола, примерно на одном уровне. Конечно же, все это – идеальные условия.

Слушатели на практике чаще всего смещены к задним колонкам, симметрия установки которых далека от идеала. Такие условия требуют выведения баланса по громкости работы сателлитов, исходя из расстояния до людей. Чтобы добиться максимально возможного качества, советуем выровнять виртуальные расстояния настройками ресивера до источников установки задержек времени в каждом канале.

Такие манипуляции позволят получить оптимальное звучание из не самого лучшего расположения акустики.

Источник: https://coolstuff.com.ua/articles/vybiraem-akustiku-dlja-domashnego-kinoteatra/

Как выбрать акустику домашнего кинотеатра? | Каталог цен e-Katalog

Колонки домашнего кинотеатра (весь каталог) должны создавать пространственное звучание, а для этого, как минимум, располагаться вокруг слушателей — и желательно на равных расстояниях.

В наиболее популярном варианте в основе комплекта находятся четыре акустические системы (они же — сателлиты).

Те, что располагаются впереди и по бокам экрана называют фронтальными (к примеру, модели этой категории), те, что сзади — тыловыми.

Кроме сателлитов, в состав входят ещё как минимум два источника звука. Первый — это акустика центрального канала. Как правило, она устанавливается под экраном, для удобства её делают горизонтальной, то есть «лежачей».

Предназначение — озвучивать диалоги, делая их максимально выпуклыми, разборчивыми.

Если используется проектор, то акустику центрального канала лучше всего расположить за проекционным экраном (при условии, что он акустически прозрачный) — такой вариант обеспечит впечатляющие результаты.

В классическом исполнении система должна состоять из 4 сателлитов,
центрального канала и сабвуфера (подобная конфигурация называтеся 5.1)

Также в составе домашнего кинотеатра почти обязательно присутствует сабвуфер.

В отличие от остальных элементов, сабвуфер можно расположить практически в любой точке комнаты, поскольку сама физика передачи низкочастотных колебаний говорит о том, что их направление человек не может определить.

С другой стороны, в каждой комнате существуют точки, из которых сабвуфер «звучит» и точки, из которых он «не звучит» — искать их приходится экспериментальным путём.

Четыре сателлита, центральный канал и сабвуфер — классическая конфигурация домашнего кинотеатра, называемая 5.1. Примеры с готовыми «коробочными» решениями можно посмотреть в этом катлоге.

Если дополнить её ещё одним сабвуфером, то получится конфигурация 5.2. Существуют также решения форматов 7.1, 9.1 и 9.2. В масштабных инсталляционных домашних кинотеатрах количество звуковых каналов может быть ещё больше.

Но в этом руководстве мы останемся в «любительской лиге» — конфигурации 5.1.

Есть два основных сценария для того, чтобы самостоятельно выбрать и купить домашний кинотеатр: «коробочный» и индивидуальный. Первый предусматривает покупку уже собранной и настроенной системы. Второй потребует от пользователя больше усилий, но в перспективе может принести лучший результат за меньшие деньги. Но обо всём по порядку.

«Коробочный» домашний кинотеатр

Итак, мы определились: в комнате, где будет установлен домашний кинотеатр, есть возможность установить сателлиты вокруг зрителей, найдётся место для сабвуфера, а экран расположился где-то посередине центральной стены. В таком случае «коробочный» домашний кинотеатр – то, что нам надо.

Важно сразу же определится, есть ли возможность протянуть кабели от центрального блока системы к тыловым сателлитам? Если делать это «по-взрослому», то нужны так называемые короба, проложенные вдоль стен, или придётся осуществить демонтаж плинтусов. Если подобное вас не пугает, останавливаемся на проводном варианте тыловой акустики.

В противном случае рекомендуем подыскать конфигурацию с беспроводной тыловой акустикой. Этот вариант стоит дороже.

В комплекте появляется ещё один блок – беспроводной усилитель тыловых сателлитов, который получает сигнал от центрального блока по радиоканалу.

Тянуть через всю комнату провода уже не надо, но без них нам тоже не обойтись: беспроводной усилитель должен получать питание от сети 220 вольт, а провода от него идут к двум тыловым сателлитам – впрочем, этот вариант проводки реализовать гораздо проще.

Что касается сабвуфера, то он также доступен в проводном и беспроводном подключении, и также без кабелей не обойтись: пассивный сабвуфер должен получать акустический сигнал по кабелю от центрального блока, а активная радио-модель – питание 220 вольт. Выбирайте, что предпочтительно, учитывая, что второй вариант обойдётся чуть дороже.

Стоит отметить, что «коробочный» домашний кинотеатр гораздо легче настраивается, поскольку все основные настройки уже сделаны изготовителем.

В случае если помещение не позволяет расположить колонки правильно и симметрично, необходима пространственная конфигурация, компенсирующая недостатки размещения.

Эта опция усложняет систему, поскольку она должна обеспечивать задержки сигнала в каналах для их виртуального позиционирования.

Мощность или как громко должен звучать домашний кинотеатр?

Комплект домашнего кинотеатра с компонентами минимальных размеров –
подобное послужит отличным решением для небольших помещений

При выборе акустики для домашнего кинотеатра учитываются два параметра – качество звучания и мощность.

Оба влияют на цену, но от второго ещё зависит громкость или звуковое давление. Нужно учитывать предпочтения будущих зрителей по части громкости и размер комнаты. В комнату площадью 30 кв.м.

нет смысла покупать маломощный домашний кинотеатр низшей ценовой категории – его звучание, мягко говоря, никого не впечатлит.

Если говорить о цифрах, то существует следующая формула: 8-10 ватт на квадратный метр. В помещение площадью до 20 кв.м. рекомендуется установить систему домашнего кинотеатра суммарной мощностью около 200 ватт.

Отметим, что на коробках указывают пиковую максимальную мощность, а она у каждого производителя измеряется по-своему.

Значительно более точной характеристикой послужит номинальная или долговременная мощность устройства.

С другой стороны, для комнаты небольших размеров домашний кинотеатр на одного-двух зрителей может комплектоваться минимальными полочно-навесными колонками – как правило, такая акустика более гибка в размещении.

Совет. Считается, что все четыре сателлита должны иметь одинаковые параметры звучания. Если вы покупает «коробочный» домашний кинотеатр, то чаще всего так и выходит. Но в случае самостоятельного подбора акустики в правиле делаются исключения

Часто желание собрать домашний кинотеатр возникает уже после того, как комнате установлена стереосистема – к примеру, две напольные колонки. Вполне логично, что пользователь хочет задействовать их и для просмотра фильмов. Оптимальный вариант – покупка ещё двух таких же колонок, они будут работать тыловыми сателлитами.

Но в жизни так не происходит практически никогда, поскольку на «тыловиках» всегда экономят. В любом случае мы рекомендуем хотя бы остановиться на продуктах той же линейки того же бренда. Напольные системы отлично дополняются «полочниками» из той же серии, вот каталог.

Зачем так делать? Вся акустика, построенная на одинаковых компонентах (в частности, это – высокочастотные и низкочастотные динамики, элементы кроссоверов, технологии корпусов), будет звучать однопланово, слаженно, без «провалов» и «выбросов», с сохранением баланса при изменении громкости.

Домашний кинотеатр «по-своему» – дело хлопотное, но есть и преимущества: его можно собирать поэтапно. Раньше мы уже писали о том, как выбрать полочную и стационарную акустику, а также давали рекомендации по выбору сабвуфера.

Для того, чтобы собрать хорошую акустику для домашнего кинотеатра, пользователь может начать с фронтальной акустики, а затем добавить к ней тыловую. После останется купить центральный канал и сабвуфер.

В случае когда все начинается с мощных и качественных напольных фронтальных акустических систем, можно обойтись и без сабвуфера. Кроме того, компонентный домашний кинотеатр звучит, как правило, гораздо лучше коробочного.

А теперь – расставим и рассядемся

Процентов сорок удовлетворённости от работы акустики домашнего кинотеатра зависит от того, насколько удачно и правильно расположены все эти колонки в комнате – относительно стен, друг друга и слушателей.

Оптимальный вариант – сателлиты расположены по углам квадрата, в центре которого – зрители, а перед ними – экран.

Акустика центрального канала, как говорилось, находиться под (или над, или сразу за) экраном, а сабвуфер – в специально выбранном для него месте.

Все сателлиты и, по возможности, система центрального канала должны располагаться на одной высоте, желательно – на уровне головы.

Ни один из источников звука, за исключением сабвуфера, не должен быть заслонён от слушателя, скажем, предметами домашней обстановки.

Располагать колонки «впритык» к стенам – не лучший вариант, должен быть зазор хотя бы сантиметров тридцать-сорок. Но все это в идеальном варианте.

На практике слушатели чаще смещены к задним сателлитам, симметрия расположения которых оставляет желать лучшего. В этом случае, как минимум следует установить баланс по громкости звучания колонок, в зависимости от расстояния до слушателя.

Как максимум — настройками ресивера уравнять виртуальные расстояния до источников установкой временных задержек в каждом из каналов. Эта процедура позволяет из неидеального расположения системы получить практически идеальное звучание.

Источник: http://ek.ua/post/230/35_kak_vybrat_akustiku_domashnego_kinoteatra/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector